Популярный народный армянский танец Кочари в старину придавал мужчинам храбрости перед предстоящей битвой. Он позволял воинам сплотиться и приобрести необходимый для успешного сражения настрой. Народное творчество Армении представлено красивыми произведениями, которые, помимо этого, также скрывают в себе особый смысл. Этот танец появился еще во времена первобытнообщинного строя. По традиции он исполняется в национальных костюмах, благодаря чему получается очень ярким и самобытным.
Во время него звучит народная армянская музыка, исполняемая с помощью национальных инструментов, благодаря чему удаётся воссоздать особую атмосферу на сцене. Красота этого народного произведения воспевалась поэтессой Карине Яхшибекян в строках:
«Пока сердца стучат, пока текут ручьи,
И солнце дарит золотистые лучи,
Пока любовь жива, луна горит в ночи,
Друзья мои, станцуем «КочарИ»!»
Танец Кочари
Название танца происходит от слова «Кочевать». Это слово означает «мужество» и «стойкость». Много веков до нашей эры предки армян в пляске совершали движения, которые подражали танцам богов плодородия, и символические движения означают единение земного и божественного. Данное хореографическое произведение является очень динамичным и темпераментным, отражающим характер армянского народа. Он включает в себя много порывистых движений, схожих с плясками древних сатиров и фавнов. В истории армянского народа было много печальных событий, и в творчестве страны отражена особая стойкость, мужество и сплочённость людей, на чью судьбу выпало много суровых испытаний. Это демонстрируется движениями, которые исполняются вплотную друг к другу.
Во время исполнения члены танцевального коллектива держатся за плечи или за руки друг друга, а также танцуют сомкнутым рядом по кругу. Движения, воспроизводимые в это время, напоминают скачки животных, взбирающихся по скалам. Исполнители совершают прыжки, после которых поднимают на носок, а затем опускаются на всю ступню. Во время исполнения танцоры периодически отклоняют торс назад, после чего резко наклоняются вперёд. Такие движения внешне напоминают движения животного, которое во время обороны пытается «боднуть» противника. Фигуры танца периодически меняются по особому сигналу, которым обычно бывает взмах платка. Темп исполнения изменяется от умеренного до очень быстрого.
Для этого народного армянского танца наличие хореографических навыков и умения чувствовать ритм не является особенно важным. Гораздо ценнее наличие единения исполнителей друг с другом. Исторически сложилось, что Кочари всегда танцевали перед сражениями для того, чтобы поднять боевой дух воинов. Поэтому в течение длительного времени он считался исключительно мужским. Однако постепенно женщины также стали появляться среди исполнителей, отчего танец стал еще красочнее и эмоциональнее. Традиционно Кочари исполняют на всех праздниках армянской общины. На территории Армении это хореографическое произведение называют по-разному.
Наиболее распространены следующие наименования:
- Мартуну Кочари;
- Мышу Хыр;
- Апарани Кочари.
Исполнение этого танца является традиционным для народа Армении.
Для каждого села движения являются уникальными и придуманными именно в этом населённом пункте. В женском исполнении готовый номер получается более мягким, дополненным лирическими эпизодами. Музыка, под которую исполняют Кочари, соответствует его смысловому содержанию. Для исполнения данного особенно важна качественная музыкальная организация, так как танцующих много, а их движения постоянно координируются ритмичностью звучащей музыки. Выступление состоит из ряда этнических движений, красиво чередующихся между собой.
Что символизирует
Армянский танец Кочари дошел до наших дней ещё со времён язычества. В нем нашло отражение поклонение овну, поскольку армяне считали это животное бесстрашным и хотели на него в этом походить, чтобы их не могли поработить завоеватели. С древности он исполнялся мужчинами армянского народа перед важными битвами, чтобы повысить боевой настрой воинов. Это позволяло им объединиться и выработать общий план предстоящего сражения, а также определить роль каждого воина в нём. О сплочённости во время исполнения танца Кочари в своих стихах Карине Яхшибекян говорит:
«Плечом к плечу сольёмся воедино,
Весна надеждой душу озарит,
Пусть смотрят горы, реки и долины,
Как дружно мы танцуем «Кочари»!»
Движения, являющиеся традиционными для танца Кочари, часто встречаются на старинных петроглифах, возраст которых насчитывает более двенадцати тысяч лет. Движения этого танца обладают ритуальным значением и символизируют улучшение отношений человека с божествами. В древности этнические пляски были популярны не только у воинов, но среди пастухов.
Появление танца Кочари связывают с такими историческими армянскими областями, как:
- Артвин;
- Карс.
Территория этих областей входит в состав Турции. Кочари является одним из самых известных и часто исполняемых армянских танцев. Без него не обходится ни одно крупное культурно-массовое мероприятие. Благодаря Кочари культура Армении сохраняется и привлекает внимание молодёжи. В этом танце нашло отражением все богатство национальной армянской культуры. Массовое исполнение Кочари на современных молодёжных флешмобах говорит о популярности этого национального танца среди подрастающего поколения, которое помнит о своих корнях и стремится сохранять многовековые традиции.