Армяне — народ, зародившийся ещё в глубокой древности, который формировался на протяжении многих столетий. В современном мире они служат примером уважения, доброты и мудрости. Армяне делятся на две этнические (родовые) группы: амшенцы (хемшилы/амшенские армяне) и черкесогаи, рассмотрим одну из них.
Кто такие амшенские армяне
Амшенцы — это отдельная группа армян, живущих на берегу Чёрного моря на Кавказе. Их количество достигает примерно 400 000 человек.
Где живут
Населяют Краснодарский край России, Абхазию и Турцию. В VIII (8) веке переселились в область Амшен (между Трабзоном и Батуми — левобережье реки Чорох) из Армении, захваченной арабами. Отсюда и название. Город Амшен назван в честь своего основателя, армянского князя Амама. Минас Бжишкянь писал: «Хамшен или Хамамшен, на расстоянии однодневного пути вверх близ горы Пархал, — это разные деревни, где находится древний монастырь и где обнаружили весьма большой котел и дивную дорогу, которая, будучи прорублена в горе, доходит до реки Фуртуны»
Национальные языки
Разговаривают они на амшенском диалекте западной группы диалектов армянского и турецкого языков, и на русском языке. На данный момент амшенский язык существует только у амшенцев группы Хопа, а амшенцы группы чамлэ-хемшинцы сохранили лишь некоторые слова, имена, топонимы и элементы культуры.
Группы амшенцев
Амшенцы делятся на несколько групп, зависимых от их расположения:
- Западная группа
Баш-хемшины
Горные деревни Ида Ризе, в районах Чамлыхемшина и Хемшина. На западе Турции (меньшая часть)
- Восточная группа
Хопа-хемшины
Ил Артвин, (большая часть) город Кемальпаша, в районе Хопы, посёлок Муратлы
Турцеванцы, Ардлец, род Топалоглу.
- Северная группа
Районы Самсуна, Орду, Гиресуна и Трабзона. Сейчас многие населяют Краснодарский край (Сочи, Адыгею, Абхазию).
Трабзонцы, Джаник-ордуйцы. Об одной из них мы узнаем поподробнее.
Трабзонские амшенцы северной группы
Трабзонцы — это особый род, относящийся к Северной группе амшенцев. Сейчас большая их часть населяет Сочи, Адыгею и Абхазию. Сначала расположились в краях Самсуна, Орду, Гиресуна и Трабзона (отсюда название подгруппы). Культурная деятельность и место жительство отличают их от других групп амшенцев.
Языки
Как и все амшенцы, они используют в речи амшенский диалект, называя его hяйрен (т.е. армянский). Одни из особенностей диалекта: вместо звука «р» используют звук «й», а суффикс «-ел» заменен на суффикс «-уш» при образовании определённой формы глагола. Но поскольку они живут на юге России — многие знают русский язык, особенно в курортных городах, где полно туристов.
Характер
Как и все армяне, амшенцы — сильные и стойкие люди. Они поражают своей целеустремлённостью. Обладают вспыльчивым характером, но при этом доброй и меланхоличной душой. Из поколения в поколение они учат своих детей уступать и уважать старших, уважать своих жён и любить детей. Существуют нормы, которые они должны соблюдать, в знак уважения, например: когда в дом входит пожилой человек, более молодые люди должны встать, а сесть разрешается только после предложения; нельзя курить в присутствии взрослых и громко говорить. Они добрые люди, но если что-то идёт не так как им хочется, они могут затаить обиду, выразить своё недовольство и вступить в спор. В курортных городах местные жители очень щедро и искренне ведут себя с туристами, и никогда не оставят их голодными. В целом, характерные черты всех армян схожи, но всё же некоторые отличия есть.
Культура
Что связано с юмором, Амшенский народ славится рассказами смешных анекдотов, загадок и историй, какие-то из них были придуманы на основе древних рассказов армянского народа.
Трабзонцы танцуют под игру музыкального инструмента северной группы хамшна-зурны (амшенской зурны или флейты)—это деревянный духовой инструмент с двойной тростью. Их танцы не имеют никакой схожести с русскими народными танцами, а тем более с современной хореографией. Это национальный танец является изюминкой армянского народа.
Что касается ремесла и земледелия, трабзонцы (амшенцы северной группы), которые живут в России и Абхазии, выращивают табак, чай, цитрусовые и кукурузу. Занимаются рыбной ловлей и разводят особый вид бабочек — тутовый шелкопряд. Многие амшенцы имеют свои рестораны, кафе, и являются неплохими кондитерами. Конечно, это определённый плюс для туристов, которые могут попробовать их традиционную еду.
Происхождение, предки и религия амшенских (трабзонских) армян
Расположение и религия
Предки трабзонцев — часть амшенских армян, которые не приняли ислам и покинули Хамшен. Они сохранили свою христианскую культуру. И, так как их предки прибыли из Труции, трабзонцы называют себя по турецким местностям. В 1461 году и Амшен был захвачен османцами, амшенских армян насильно заставляли принимать ислам, а те кто были категорически против бежали на прибрежную полосу и на побережье Чёрного моря, войдя в состав Российской империи.
Они сохранили свою религию, историю и культуру. Расположились от Батуми и до побережья Крымского полуострова. Сейчас только в определённых районах города Амшена в Турции сохранилось христианское население, остальные — мусульмане.
Сейчас Родиной амшенских армян считается Черноморское побережье (так считают сами амшенцы), потому что их семьи родились и прожили там. Они считают себя носителями Черноморской культуры. Гостеприимные амшенцы придают городам Черноморского побережья своеобразный колорит, который радует и привлекает приезжих.
Внешность амшенских армян
Они очень отличаются от современных армян. Их относительно высокий рост, тон кожи и «крупные» черты лица непохожи на традиционных армян. Обе этих национальности имеют прекрасную и приятную внешность, просто дробление рода внесло некоторые изменения в облик этих людей.
Флаг
Флаг амшенских армян представляет собой синий крест, а четверти, которые он образует, красного и жёлтого цвета. Цвета такие же как и в флаге Армении, однако рисунок совсем другой. Подумайте, что он может значить?
Амшенцы в России и СССР
Численность амшенских армян на юге России
Города:
- Анапа
- Гай-Кодзор
- Сочи
- Туапсинский район
- Белореченск, Анапский и Апшеронский район
Количество:
- 15 тыс. чел.
- 4 тыс. чел.
- 20,2 % всего населения
- 21 % всего населения
- Более 10 % населения
В 1878 году Батумский округ официально вошел в состав России.
После распада Советского Союза амшенцы жили хорошо и спокойно, пока не началась война между Грузией и Абхазией. Они были втянуты в эту войну и стояли на стороне абхазов.
В XXI (21) веке амшенцы (христиане) занимаются познанием и развитием своей культуры. Выходят музыкальные альбомы на территории Краснодарского края. Научный и культурный центр восстанавливает культурное наследие местных амшенцев. В городе Сухуми выпускается газета под названием «Амшен».
Что касается армянского общества: большая часть армян принимает амшенцев (и христиан, и мусульман) за армян.
В данной статье рассказывается про прекрасный народ — амшенские армяне, про их культуру и историю. Про их внешность, отличную от остальных армян, про дом, про родные края. Армяне — хорошие люди и их история замечательна. Изучив историю амшенских армян вы будите иметь более детальное представление об этом народе.