В каком году армяне приняли христианство

Христианство оказалось самой популярной и значимой религией современного мира, и возникает вопрос, в какой стране оно впервые вышло на государственный план. Так сложилось, что как раз Армения оказалась именно тем государством, прежде всех других принявшим данную религию как государственную. О том, в каком году Армения приняла христианство, вы узнаете в данной статье, где как можно более простым языком представлена история совершения этого великого события, основанная на преданиях и исторически значимых фактах.

Бывали ли вы в Армении?
Да
52.75%
Нет
32.1%
Планирую посетить
15.16%
Проголосовало: 46365

История

Дата появления христианской религии в Армении выпадает на первый век нашей эры, то есть сразу после того, как она возникла вообще. Церковное предание говорит, что христианство в данной стране уже проповедовали такие святые апостолы, как Фаддей и Варфоломей. Они и основали церкви в Армении, обратили многих в христианство. Свой вклад здесь внесли также апостолы Иуда и Фома, но сведений об этом мало. Их ученики продолжали дело распространения христианства, проповедуя и создавая общины, церкви, возникали новые мученики. О дальнейшем же развитии общин христиан в этой стране известно мало.

Важно: одними из фактических источников сведений о христианах тех времён являются труды Тертуллиана, а также послание епископа по имени Дионисий из Александрии, что написано в 254 году.

В тех или иных частях Армении христианство продвигалось с успехом, но всё же путь до принятия религии на государственном уровне был сложен из-за тогдашних гонений на христиан, начиная от Нерона, заканчивая Диоклетианом. Возможно, из-за того, что христианские тенденции были задавлены в первые два века гонениями, мученическими смертями, история имеет смутные сведения об этом. В этой же статье подробно данная тема не затрагивается, так как здесь поднимается вопрос именно о принятии христианства в качестве государственной религии, а это более поздние даты – конец третьего – начало четвёртого века.

армения
Яндекс картинки

Важно: при поднятии вопроса о том, кто крестил Армению, в основном на ум приходят такие два главных действующих лица, как правитель страны по имени Трдат Третий и первосвященник Григорий Просветитель.

Для большего понимания вопроса следует углубиться дальше, в дни правления вышеназванного царя.

Прежде Трдата Арменией правил его отец по имени Хосров Второй. Он враждовал с персами, а именно с влиятельным тогда родом Сасанидов, свергших парфян Аршакидов, что были родственным царям Армении. Между Хосровом Вторым и римским правительством был заключен союз. Благодаря этому царю удалось нанести Сасанидам несколько сильных поражений. Персы не сумели решить вопрос военным методом и провели хитрую спецоперацию. Заключалась она в том, что в Армению был послан вместе со своей семьёй парфянский князь по имени Анак Партев, являвшийся политическим беженцем.

Важно: данный род, оказывается, был близок к армянской династии, поэтому Анака хорошо приняли и допустили к царю Хосрову.

В результате Анак по выезду в город Вагаршапат сумел убить царя и почти всю его семью. В то же время на Армению напали персы. Спасся лишь сын Хосрова по имени Трдат. Ему удалось сбежать в Рим в 287 году. Вернулся же на престол он лишь в 298 году. Этот человек и стал известен как Трдат Третий Великий, царь, крестивший Армению.

К слову, Анака удалось поймать и наказать. Досталось и всей его семье. Лишь один его сын сумел спастись, благодаря своей няне, и сбежать в Антиохию. Имя, данное ему по рождению, — не известно, но в результате христианского крещения ему в Антиохии было присвоено имя Григорий, который затем.

Важно: именно этот Григорий оказался тем самым первосвященником Армении и святым, названным Просветителем.

О том, как всё это случилось, более подробно будет сказано далее.

Крещение страны

Христианство приняли в Армении уже в 301 году, хотя поздние исследователи утверждают, что это произошло в 314-315 гг. Весьма значимый и даже главный вклад в это внесли Григорий Просветитель, которого стали считать первым Католикосом Армянской Церкви (с 330 г. до 326 г.), и царь по имени Трдат Третий Великий, правивший с 287 г. до 330 г., считавшийся перед своим обращением в религию жестоким гонителем христиан.

армения
Яндекс картинки

В трудах историков, писавших об Армении и её народе, датируемых пятым веком, говорится о том, что ещё в 287 г. царь Трдат Третий прибыл в страну для возвращения трона своего отца. В капище поместья под названием Ериза он принёс жертву богини Анаит. Григорий, относившийся к царским сподвижникам, будучи христианином, выразил отказ в участии в таком ритуальном действии. До царя ещё дошло известие о том, что Григорий – это сын того, кто убил его отца по имени Хосров Второй. В результате Григорий попал в Арташатскую темницу, предназначавшуюся для смертников.

Важно: данное место известно под названием Хор Вирап, что так и переводится с армянского, как «глубокая темница». Там в дальнейшем построили часовню и монастырь и сделали из этого место паломничества.

После этого царём издано несколько указов, где написано, что тех христиан, кто укрывается, необходимо предать смертной казни, а всех остальных, что находятся в Армении, – заключать под арест, изымая их имущество. Сколько Григорий сидел в темнице, точно не известно, но предание говорит о 13 годах. Отсюда видно, что государство в то время видела в христианстве огромную опасность.

На освобождение Григория повлияло весьма необъяснимое событие, что и привело в дальнейшем к принятию христианства в Армении, — это смерть святых дев, называемых Рипсимеянками. О том, сколько их было на самом деле, данные расходятся. В целом предание гласит, что девушки, являвшиеся христианками и родившимися в Риме, в попытке скрыться от гонений императора по имени Диоклетиан, смогли сбежать на Восток. Ими было найдено убежище вблизи города Вагаршапата.

Важно: данный город тогда считался столицей Армении.

Вышеупомянутый царь Трдат пленился прелестной внешностью девы Рипсиме, возжелал сделать её своей женой, но столкнулся с её сопротивлением и в итоге издал приказ всех дев Рипсимеянок умертвить мученически.

Приказ был исполнен: все девы погибли, но одна из них – Нунэ сумела покинуть страну и поселиться в Грузии, где продолжалось её христианское проповедничество. Данная дева вследствие этого прославилась в качестве равноапостольной святой Рипсиме Нино, в честь которой воздвигли церковь, ставшую шедевром Средневековья.

Эта ужасная казнь дев поспособствовало тому, что царь был сильно потрясён, вследствие чего у него возникло тяжёлое заболевание нервов, тогда называвшееся «свиной болезнью». Не зря царя скульпторы представляли с головой свиньи. Его сестре по имени Хосровадухт не раз снилось, что Григорий его может исцелить, но в то время тот как раз был в темнице. После стольких лет было решено освободить Григория оттуда для помощи царю и принять его с торжеством в столице. Он тут же предал земле мощи казнённых дев. После того как Григорий проповедовал 66 дней, он всё же исцелил самого царя.

Так вышло, что осуществлявшиеся прежде гонения христиан разными политическими деятелями, в том числе со стороны Трдата, поспособствовали тому, что священная иерархия в стране фактически уничтожилась. Но вот настало время восстановления. Чтобы посвятиться в сан епископа, Григорий с торжеством посетил Кесарию. Там его рукоположили каппадокийские епископы, возглавляемые Леонтием Кесарийским. В свою очередь, епископ Севастии по имени Пётр, возвёл Григория на епископский престол. Церемонию провели далеко от столицы, в городе Аштитат.

Важно: как раз там с давних времён была главная епископская кафедра Армении, что основали никто иные как сами апостолы, приближённые Иисуса Христа.

На государственном уровне

Итак, после исцеления царём, царским двором и князьями было принято крещение от того же Григория. Христианство в этот момент стало официальной религией Армении, несмотря на слабое развитие страны в культурном плане. Царь в дальнейшем сделал всё для возрождения и дальнейшего улучшения ситуации с христианством в стране после его подавления гонениями и мученическими смертями за прошлые века. Это были настолько сильные меры, что языческие веры уже не сумели возвратиться в эти края. Здесь можно отметить отличие от ситуации, когда царём Абгаром в Осроене христианство было принято в качестве лишь государевой религии, ведь в Армении оно стало именно государственной, благодаря чему страну стали считать первым на планете государством, принявшим христианскую религию.

армения
Яндекс картинки

Для упрочнения же положения данной религии и совершенного отхождения от язычества царь совместно с Григорием, названным Просветителем, работая душа в душу, стали уничтожать святилища язычников, а на месте их решали создавать христианские церкви. Первым делом на пути реализаций этих грандиозных планов было возведение Эчмиадзинского собора. В предании сказано, что Григорию пришло видение: он увидел, как отверзлось небо, а с него упал луч света, которому предшествовали ангелы. Там ему показался сам Христос, сошедший с небес и молотом ударивший по сандараметкскому подземному капищу, что указывало на требование его разрушить и построить там христианскую церковь. В итоге капище действительно разрушили и засыпали, а там же воздвигли храм, который посвятили Пресвятой Богородице. Так основали духовный центр Армянской апостольской церкви, и в наше время известный как святой Эчмиадзин, название которого значит «сошёл Единородный».

Армянскому государству, обратившемуся в христианскую религию, неизбежно пришлось защищаться от весьма мощной на то время Римской империи.

Важно: ещё Евсевий Кесарийский предоставил свидетельства об объявлении императором Максимином войны армянам и нападении его на страну, что привело к тому, что армяне глубоко укоренили у себя христианство и за свою веру взялись за оружие, пойдя против сильнейшего врага – Римской империи.

Тогда Армения считалась феодальным государством. Во главе её был царь, в то же время являвшийся владельцем центральной области под названием Айрарат. В качестве васссалов царя выступали нахарары, в чьих владениях были некоторые области и у которых имелись свои дружина и трон во дворце. Святым Григорием была организована иерархия Армянской церкви, соответствующая нормам государственной административной системы страны. Каждое нахарарство теперь стало иметь по одному рукоположенному епископу, и все эти епископы были в подчинении по отношению к самому Григорию, выступавшему в данном случае епископоначальником страны. Преемники же его имели статусы первоиерархов церкви, а затем их стали называть католикосами. Так структура иерархии в Армянской апостольской церкви, можно сказать, была организована сама собой с учётом имеющихся в данной стране условий и без зависимостей от таких процессов, какие протекали в церквях, учреждённых Римской империей, а именно утверждение на Никейском Соборе митрополитской системы, а на Константинопольском – патриаршеской.

Тогда вслед за Арменией крещение приняли ещё и алваны с грузинами, в странах которых христианство в результате тоже утвердилось как государственная религия. Их церковные организации начали свою деятельность, исходя от Армянской церкви, то есть между ними сохранилось единство в плане обрядов и доктрины. У новых церквей были свои католикосы, признававшие канонический авторитет первоиерарха Армении. Армянская церковь оказала сильное воздействие и на прочие кавказские регионы. Таким образом, Григорис, являвшийся старшим сыном католикоса Вртанеса, был отправлен проповедовать Евангелие к мазкутам, где в дальнейшем мученически умер согласно распоряжению царя Санесана Аршакуни в 337 году.

В 354-м году католикос по имени Нерсес решился организовать собор в Аштишате.

Важно: данное событие исторически ознаменовано как Первый Армянский Национально-Церковный Собор.

Там пришли к решению пойти по пути создания в ряде регионов Армении домов для сирот, приютов для нищих, лепрозориев и прочих учреждений, имеющих благотворительные цели. Ещё отсюда же начали основание монастырей и открытие при них школ. Собором ещё запрещено хоронить умерших согласно языческим обычаям, ведь у христиан принято вера в жизнь после смерти. Тогда уже запрещали браки близких родственников, рекомендовали быть подальше от грехов пьянства, убийства, разврата и с милосердием обращаться со слугами, ограничивать налоги и т.д.

В данной статье рассказано как можно подробно и просто, когда именно в Армении произошло принятие христианства, каковы были предпосылки этого великого события и через что страна прошла за это время, начиная от исторически важных моментов этой тогда ещё языческой страны до признания данной религии уже на государственном уровне.

Задать вопрос эксперту?
Эльдар. Историк
Эльдар. Историк
Задать вопрос

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Гид по Армении
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: