Единственный сохранившийся на армянской земле памятник эпохи эллинизма – языческий храм Гарни. Называется он так по наименованию местности, рядом с которой расположен. Он является частью музея-заповедника Гарни, в состав которого входит храм, крепость, дворцовый комплекс и бани. Благодаря искусной резьбе, симметричности и чётким пропорциям храм привлекает внимание многочисленных туристов. Расскажем о нём более подробно.
Храм Гарни
Важнейшей достопримечательностью историко-архитектурного комплекса является храм Гарни. Это единственный древний языческий храм Армении, возведённый в эпоху эллинизма. Историки предполагают, что воздвиг его древнеармянский царь Трдат I, официально принявший христианскую религию в III веке до н.э. Однако многие исследователи датируют строительство храма I веком до н.э.
Храм был воздвигнут в честь бога Солнца (Митр, Мгер или Михр), который является одним из главных языческих богов Армении. Он сооружен в классическом греческом стиле и имеет много схожих черт со знаменитым греческим храмом Афины. С фасадной стороны храма возвышаются 24 колонны. Венчает эту колоннаду крыша с фронтоном треугольной формы. Основанием храма является подиум, выполненный из базальтовых блоков. На него можно попасть по широкой лестнице, расположенной с фасадной стороны. Само сооружение имеет роскошную отделку. О высоком уровне древних армянских скульпторов свидетельствуют барельефы коленопреклонённых древнегреческих титанов, искусная резьба на камне. На колоннах, карнизах и капителях прекрасно сохранились вырезанные изображения плодов граната, ветвей винограда и другие древнеармянские орнаменты. Внутри храма на возвышении алтаря была установлена статуя бога Митры. Она была видна с улицы всем тем, кто пришёл поклониться Богу.
Храм был возведён с учётом древней нумерологии, где цифры 3,6 и 9 относились к сакральным числам. Тройка символизировала Святую троицу, шестёрка была символом совершенства, а девятка (трижды по три) почиталась как священное число.
У современных учёных есть своё толкование ансамбля храма – он является отражением существующего в древности представления о космическом устройстве. Девять ступенек ведут на высокий пьедестал, символизирующий «рай», а колонны являются олицетворением эфира и небесного свода.
Время от времени прихожане могли видеть некое мистическое представление, устраиваемое жрецами. В определённое время солнечные лучи через квадратную прорезь в крыше здания под углом падали на отполированную поверхность большого камня, который был закреплён над входом в храм. Затем лучи, отражаясь от каменной глади, попадали на квадратное отверстие в полу, которое было залито маслом либо водой. Далее от водной поверхности солнечные лучи отражались и заливали светом фигуру бога Митры. Таким способом людей убеждали в чудодейственной силе бога Солнца. После того как в Армении было принято христианское вероисповедание, статуя Митры была демонтирована, а сам храм превратили в летнюю резиденцию армянских правителей.
В конце XVII века н.э. на территории Армении случилось сильнейшее землетрясение, в результате которого было разрушено очень много строений. Не обошла эта участь и языческий храм Гарни. Его обломки стихия разбросала по территории ущелья р.Азат. В период с 1966 по 1976 годы были произведены работы по восстановлению святыни. Местные жители активно помогали профессиональным реставраторам, собирая по всей округе уцелевшие фрагменты здания. Реставраторам удалось восстановить первоначальный облик храма Митры, хоть и пришлось некоторые элементы заменить на современные. Не получилось найти нужное количество базальтовых плит, поэтому вместо них использовали новые более светлого цвета.
В 1988 году всей территории, окружающей храм Гарни, был присвоен статус историко-культурного заповедника.
Крепость Гарни
Возле храма Митры сохранились остатки древней крепости, которая была построена в III веке до нашей эры. Простояла она до 59 года уже нашей эры, пока её не разрушили римские легионы. Крепость позже была восстановлена армянским царём Трдатом III. Об этом своём поступке он известил потомков посредством выбитой на одной из плит надписи, в которой царь не поскупился на хвалебные дифирамбы в свой адрес.
Крепость Гарни представляет собой памятник дохристианского периода Армении. Её треугольная планировка повторяет форму мыса. С 2-х сторон она была защищена высокими отвесными скалами, а с третьей – оборонительная стена, растянувшаяся на 180 метров. Протяжённость всех стен крепости Гарни составляет более 300 метров, их ширина – свыше 2-х метров, а высота – 14 метров. Цитадель выстроена из базальтовых блоков, соединённых друг с другом металлическими скобами. Над крепостной стеной возвышалось 14 башен квадратной формы.
В том месте, где природные особенности осложняют подступ к цитадели, количество башен меньше. Они удалены друг от друга в среднем на 30 метров. На участках, где для врага было меньше препятствий для подходов к крепости, башни сооружали примерно через каждые 10-13 метров. Башни имели форму прямоугольника. Для строительства башен, как и для стен, были использованы большие базальтовые плиты, скреплённые с помощью железных скоб. Места, где соединялись блоки, заливали горячим свинцом. На территорию крепости вели единственные ворота, ширина которых была не больше одной колесницы.
Доподлинно неизвестно, когда была построена крепость. Но в ходе раскопок исследователи обнаружили жилые помещения и много предметов быта бронзовой эпохи. Затем следует кладка более позднего периода, датируемая первой половиной III века до н.э. Подобная кладка и у верхнего ряда стены, который был сооружен в I веке н.э.
Крепость Гарни выполняла важнейшую оборонительную функцию, с наступлением летнего сезона она превращалась в резиденцию армянских царей.
Дворец и бани
Чуть западнее храма можно увидеть развалины, оставшиеся от царских дворцовых сооружений. Дворцовые постройки располагались в южной части крепости, которая находилась дальше всех от входа. Северная часть территории цитадели была занята царским войском и обслугой. Западнее храма, почти у края обрыва, находились парадные апартаменты. С северной стороны к ним было присоединено жилое здание, высотой в два этажа. О роскошном интерьере парадных и жилых помещений можно судить по уцелевшей штукатурке со следами краски розовых и красных цветов.
Поблизости с дворцом располагается баня, построенная в III веке нашей эры. Она состояла из нескольких помещений, у каждого из которых было своё предназначение. В первой с восточной стороны комнате была раздевалка, во второй находилась купальня с холодной водой, в следующей – с тёплой водой, далее – купальня с горячей водой. Здесь была установлена ёмкость с топкой, находящейся в подвальном помещении.
Полы были сделаны обожжённых кирпичей, поверхность которых была покрыта слоем полированного искусственного мрамора. Полы держались на круглых столбах. Их обогревал горячий воздух, исходящий из топки.
Судить о внутреннем убранстве помещений можно по некоторым сохранившимся элементам интерьера. Нижний слой штукатурки был белого цвета, а верхний слой окрашен в светло-розовые тона.
Особый интерес вызывают уцелевшие фрагменты каменного мозаичного пола в раздевальном помещении. Он является ярчайшим образцом древнеармянской монументальной живописи. Фрагмент, обнаруженный в середине 20-го века, представляет собой мозаику площадью 2,9 х 3,14 метра. Её сюжет позаимствован из мифологии Древней Греции.
На светлом морском фоне изображены боги Моря и Океана в виде женской и мужской голов. Их окружают морские нимфы и божества, ихтиокентавры и рыбы. Периметр мозаики обрамлён широкой полоской розового цвета. Благодаря искусным цветовым переходам создаётся впечатление, что волны движутся. Из греческих надписей можно узнать, как называется каждое божество.
Другие достопримечательности Гарни
С левой стороны храма на крутом склоне есть тропинка, по которой можно дойти до ущелья р. Азат. Там находится ещё одна необычная достопримечательность Гарни – «Симфония камней». Расстояние до неё от храма пешком составляет приблизительно полтора километра.
На протяжении тысячелетий под воздействием ветров и дождей базальтовый склон скалы превратился в стену из колонн, имеющих форму правильной призмы. Издалека они напоминают трубы органа. В зимнее время вода, замерзая на колоннах, образует сосульки самых причудливых форм.
На другой стороне от «Симфонии камней» расположился заповедник «Хосровский лес». От каменной стены к нему ведёт одноарочный мост, сооружённый в XI веке. Все желающие могут прогуляться пешочком к монастырю Авуцар, также пострадавшему от разрушительного землетрясения. К нему ведёт туристическая тропа с информационными табличками и условными обозначениями. Её протяжённость составляет приблизительно 3 километра. До сегодняшних дней уцелели фрагменты стен с древней резьбой и старинные каменные стелы – хачкары, которые встречаются только на территории Армении.
Интерес представляет и сама дорога, ведущая из Еревана. Она тянется по Вохчабердскому хребту. Практически по всей её протяжённости с правой стороны можно наблюдать высочайшую гору Армении – Арарат. В селе Вохчаберд, расположенном в 18-ти километрах от армянской столицы, установлен памятник в виде арки в честь поэта Егиша Чаренца. Здесь он часто любовался великолепными видами исполинской горы. Памятник являет собой два арочных проёма, над первым из них высечена цитата поэта, гласящая о его бесконечной любви к одной из вершин Арарата – горе Масис. За другим арочным проёмом находится небольшая по площади терраса, откуда при благоприятных погодных условиях можно наблюдать прекраснейшие пейзажи Арарата и его окрестностей.
Где расположен
Историко-архитектурный комплекс занимает площадь в 5 гектар. В состав комплекса входит языческий храм, развалины древней крепости, дворцовые сооружения и бани.
Находится он чуть южнее посёлка Гарни, от которого храм и получил своё название. Музей-заповедник располагается над ущельем р.Азат на небольшом плато. Ущелье в этом месте имеет практически отвесный склон, высота которого превышает 100 метров, и почти неприступное плато. Это издревле притягивало людей – в результате археологических раскопок установлено, что там еще в III тысячелетии до нашей эры жили люди.
Храм находится на холме среди виноградников, вокруг него с трёх сторон простирается неописуемой красоты горное ущелье.
Отсюда открываются прекрасные виды на Араратскую долину с заснеженными вершинами горы Арарат. Здесь же взору предстают удивительные пейзажи ущелья.
Как добраться
Из Еревана в музей-заповедник можно попасть несколькими способами.
На автомобиле
Из центра армянской столицы необходимо двигаться 3,7 километра по шоссе Севан до района Нор Норк. Дальше нужно продолжить движение ещё 1,8 километра и повернуть налево. Затем ехать ещё 2,5 километра до того места, где будет поворот направо. Эта дорога ведёт в Гарнийскую долину, где и расположена достопримечательность.
Пешком
Самые активные и выносливые туристы могут попробовать добраться до музейного комплекса пешком. Пройти им придётся 20 километров, а займёт весь путь приблизительно пару дней.
Общественным транспортом
Если автомобиля нет, а пешком идти никак не хочется, можно воспользоваться общественным транспортом. До Гарни из Еревана можно доехать автобусом № 284 либо на маршрутке № 266. Отходят они от автостанции, которая находится за автосалоном «Mersedes Benz». От центра столицы до автостанции каждый час ходит маршрутка № 51. От того места, где останавливаются маршрутки, до входа в музейный комплекс придётся пройти направо приблизительно полкилометра.
Те, кто привык к комфортному передвижению, всегда могут воспользоваться одной из многочисленных служб такси.
Историко-архитектурный комплекс Гарни в Армении – это популярное место паломничества туристов со всего мира. Приехав на армянскую землю, стоит непременно посетить этот великолепный памятник древнеармянской монументальной архитектуры. Да и живописные пейзажи, открывающиеся с его территории, никого не оставят равнодушным.