Древнейшая армянская традиция жертвоприношения, сохранившаяся по сей день, называется мадах (или хурбон). Переводится это слово, как «вознесение соли». Принадлежит этот обряд тем временам, когда процветало язычество, но традицией он стал после принятия армянами христианства. Передается от рода к роду, соблюдается в разных уголках мира, заселенных армянской диаспорой.
Этот обычай берет свои истоки в раннем язычестве. Матах у армян является культовым для большинства верующих. Смысл обряда заключался в подношении даров жертвоприношения животных Богу за его милосердие, дарование здоровья, благосклонность, покровительство в благих делах и помыслах. Этот ритуал настолько укоренился в каждой армянской семье, что стал наследием даже при Апостольской церкви.
В истории зафиксирован факт: сразу после принятия Арменией христианской веры, победы над гуннами, царь Трдат со своими приемниками, произвел обряд матаха. В знак благодарности Богу, царь принес в жертву большое количество животных. А мясо раздал всем нуждающимся. После этого случая, у армян установилась традиция устраивать массовые трапезы в праздничные дни.
Жертвоприношение было двух видов:
- Растительное. Это могла быть одежда, деньги, продукты питания. Наиболее распространенный вид растительного дарования — хлеб или армянский лаваш. Церемонии приготовления лаваша для пожертвования уже много тысяч лет, и он имеет определенные правила, тесто должно было быть приготовлено правильно. Мука собиралась из семи разных домов. Замешивалось тесто без закваски и соли — поэтому получалось пресным. Испеченный лаваш раздавался в семь семей, нуждающихся в еде. Жертвующий разносит благоподаяние лично.
- Животная жертва. Минимальной жертвой считались два голубя. Далее оценивалось по возрастанию: петух, баран, наиболее ценная жертва — бык. Женщины отдельно производили обряд приношения птиц. Баран преподносился от отельной семьи, бык — группой, состоящей из нескольких семей и поколений. Быки выбирались темного окраса, предпочтительнее — черного.
Правила совершения матаха
- Запрещалось производить обряд в дни священного поста, по средам и пятницам.
- Пожертвованное животное должно было быть здоровым, без изъянов и повреждений;
- Обряд закалывания жертвы производился исключительно мужчинами. Женщины, священнослужители и дети не принимали участия в этом процессе;
- Голова, внутренние органы, шкура закапывались в землю, чтобы исключить съедение священного мяса другими животными;
- Животное, выбранное для обряда, воспрещалось приводить в церковь;
- Мясо быка раздавалось в сорок нуждающихся семей, барана — в семь, петуха — в три дома. Желательно, чтобы люди были незнакомы между собой до этого;
- В приготовлении мяса участвовали только женщины;
- Нельзя было делать из мяса разнообразные блюда, зажаривать или запекать его. Оно было сваренным с освещенной солью. Во время приготовления, вода в котелке должна была покрывать мясо всего на два пальца;
- Застолье в честь матаха называлось — «обед (трапеза) любви». Имелась ввиду духовная любовь к Богу.
- Благословенной жертвой являлось не само мясо, а соль. Она олицетворяла чистоту мыслей, освящения, покорности верующих. Священнослужитель освящает соль. Освященной солью кормят жертвенное животное.
- Ответственность за проведение обряда лежала на старшем сыне средних лет или ближайшем родственнике этого возраста;
- Процесс закалывания животного производился на рассвете.
Помимо вареного мяса на стол подавался хлеб, красное вино, брынза, соль (освященная), много свежей зелени. Перед началом застолья еда освещалась священнослужителем. При его отсутствии, участники трапезы самостоятельно читали молитву «Отче наш». Эта же молитва читалась и после завершения традиционного обеда. Разговоры в процессе еды носили религиозный, духовный характер: благодарность Богу за помощь в разрешении сложных жизненных ситуациях, исцеление от серьезной болезни, успокоение усопших душ.
Это интересно! Запрещалось хранить жертвенное мясо или приготовленную из него еду, несколько дней. Оно должно было быть съедено в этот же день.
Принимать участие в обряде имели право только крещенные. Перед общей трапезой должны были быть разрешены все ссоры и недомолвки, улажены семейные проблемы. Желательно было подержать пост за неделю до обряда. В ближайшее к матаху воскресенье — исповедаться, причаститься. При соблюдении всех этих действий, церемония считалась правильной и принятой Богом.
В наши дни
В современное время армянский матах сохранился во многих семьях, передаваясь из поколения в поколение. Наиболее распространено соблюдение старых традиций в провинциальных населенных пунктах. Реже подобные традиционные церемонии проводятся в больших городах.
Часто современный мадах имеет исключительно символический характер. Голубь не приносится в жертву, а выпускается в небо. Но подобная традиция не будет считаться актом благотворительности — нуждающиеся не получают от данного обряда милостыни. Соль также не освещается.
В церкви советуют не тратить деньги на покупку голубей, а отдать эти средства нуждающимся напрямую в руки. Это будет более правильно и милосердно.
Также принято жертвовать одежду, деньги, любые другие продукты питания. Особенно это актуально в постные дни, когда запрещено употреблять в пищу мясные продукты, но следует заниматься благотворительностью, совершать милосердные поступки.
В наши дни, некоторые полагают, что эта традиция является кровной жертвой, подобием языческих жертвоприношений. Многие ошибочно сравнивают обряд с неправильными языческими обрядами, обычаями: ходят вокруг храма с животным перед закалыванием, обмазываются жертвенной кровью, разбрызгивают ее на стены церкви. Подобные манипуляции не имеют с обычаем милосердия матахом ничего общего. Современная Армянская церковь категорически не поддерживает подобные действия, призывает не делать подобного.
Убивать быка, так же как и корову — очень большой грех, согласно Древним законам человечества Ману самхите.!!! Рекомендую почитать Шримад-Бхагаватам мудреца Шрилы Вьясадевы. В современном изложении и комментариями А. Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады.